Вентиляция торгового центра

Системы вентиляции и кондиционирования торговых центров

Современный мир пестрит разнообразием магазинов и торговых центров. Владельцы торговых центров используют различные «хитрости» для привлечения покупателей. Вентиляция и кондиционирование торговых центров - это одна из важных технических систем, создающая благоприятные условия для нахождения в торговом центре как посетителей, так и работающего там персонала.

Цель вентиляции ТЦ

Обеспечение комфортных условий для нахождения персонала и посетителей ТЦ, что включает в себя следующие показатели:

  • температурный режим
  • относительная влажность воздуха
  • скорость движения воздуха
  • уровень шума, создаваемого работой вентиляционной системы
  • Создание и поддержание определенных санитарно-гигиенических параметров воздуха в помещении
  • Предотвращение застоя воздуха, обеспечение требуемого воздухообмена
  • Обеспечение пожарной безопасности

Обеспечение комфортного микроклимата является важной задачей не только с экономической, но и с юридической точки зрения.

Система вентиляции торгового центра должна строго соответствовать определенным нормам и правилам, оформленным документально.

Нормативные документы

ГОСТ Р ЕН 13779-2007 Вентиляция в нежилых зданиях. Технические требования к системам вентиляции и кондиционирования

СП 60.13330.2012 СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование

ГОСТ 12.1.005-88 Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

СП 50.13330.2012 СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий

СП 51.13330.2011 СНиП 23-03-2003 Защита от шума

ГОСТ 12.1.003-83 Шум. Общие требования безопасности

Вентиляция ТЦ

При проектировании вентиляции торговых центров необходимо учитывать:

  1. площадь торгового помещения;
  2. месторасположение (удаленность от дорог и автомагистралей; размещение в отдельном здании, встроенные/встроено-пристроенные к жилым постройкам торговые центры);
  3. ориентация здания, его окон и дверей относительно сторон света;
  4. посещаемость помещения (верхние этажи торгового центра являются менее посещаемыми);
  5. функциональное назначение помещения;
  6. точная характеристика материалов, из которых построено помещение.

Норма подачи воздуха едина и не зависит от типа торгового центра:

  • 20 м3/ч - на одного покупателя;
  • 60 м3/ч - на одного работника торгового помещения.

Площадь торгового помещения, приходящаяся на одного человека, в зависимости от типа помещения:

  • 6 м2 на 1 человека – книжные, ювелирные, спортивные, музыкальные, мебельные магазины;
  • 5 м2 на 1 человека – другие непродовольственные магазины, продовольственные магазины.

Температурный уровень в помещении определяется уровнем энергетических затрат человека (его функциональное и тепловое состояние на период 8-часового рабочего дня), а также периодом года:

Тип работы

Параметры

Период года

теплый

холодный

Производится сидя или требует малой физической активности

Температура, °С

23-25

22-24

Относительная влажность, %

40-60

40-60

Скорость воздухообмена, м/с

0,1

0,1

Производится сидя, стоя и связана с ходьбой

Температура, °С

22-24

21-23

Относительная влажность, %

40-60

40-60

Скорость воздухообмена, м/с

0,1

0,1

Связана с ходьбой, перемещением мелких предметов, требует малого физического напряжения

Температура, °С

20-22

19-21

Относительная влажность, %

40-60

40-60

Скорость воздухообмена, м/с

0,2

0,2

Связана с постоянной ходьбой, переносом тяжестей (менее 10 кг), требует среднего физического напряжения

Температура, °С

19-21

17-19

Относительная влажность, %

40-60

40-60

Скорость воздухообмена, м/с

0,2

0,2

Требует постоянного передвижения, переноски тяжестей (более 10 кг), большого физического напряжения

Температура, °С

18-20

16-18

Относительная влажность, %

40-60

40-60

Скорость воздухообмена, м/с

0,3

0,3

 

Строительство большинства современных торговых центров осуществляется по системе shell&core. На этапе строительства прокладываются только основные коммуникации вентиляционной системы в торговых помещениях. Уже сами арендаторы прокладывают воздуховоды по всему помещению, делают разводку, устанавливают вентиляционные решетки и внутренние блоки кондиционеров. Эта система удобна тем, что заранее неизвестно, как будут использованы арендуемые помещения.

Система вентиляции ТЦ

Система вентиляции ТЦ

Существует два типа монтажа вентиляции торгового центра:

  1. комбинированная система вентилирования и кондиционирования
  2. система вентилирования, предусматривающая охлаждение воздуха

Все торговые центры можно разделить на две группы: магазины-склады и многофункциональные торговые центры.

  1. Магазин-склад представляет собой одно помещение большого объема, принадлежащее или арендуемое одной компанией. Отличительные признаки такого рода торговых центров является высокий потолок и общая кассовая зона, которая является местом большого скопления людей. Характерными примерами таких ТЦ являются «МЕТРО», «АШАН», «ОБИ» и др.
  2. Многофункциональные торговые центры (торговые комплексы) сочетают в себе зоны (помещения), которые арендуются различными компаниями и имеют разное функциональное предназначение: магазины одежды, продуктовые магазины, рестораны, кафе, аптеки, зоны развлечения и т.д. К данной категории можно отнести ТРЦ «Европейский», ТЦ «Метрополис», ГУМ и пр.


Вентиляция в торговом центре

Вентиляция в торговом центре

Специфика работы магазина-склада и торгового комплекса различна, потому и система вентиляции отличается кардинальным образом. В торговых центрах типа «магазин-склад» обычно используется приточно-вытяжная система вентилирования воздуха, совмещенная с системой кондиционирования и воздушной отопительной системой. При этом для всего помещения устанавливается мощная единая система. Раздача воздуха происходит с помощью сети воздуховодов.

Важным является то, что помещения, в которых осуществляется продажа продовольственных товаров, должны быть оснащены отдельной вентиляционной системой, так как продукты питания требуют особых условий хранения.

Вентиляция магазина-склада

Вентиляция магазина-склада


Складские помещения могут вентилироваться за счет естественной вытяжной системы вентилирования. В каждом помещении должна быть установлена отдельная вытяжка. Установка принудительной системы вентилирования воздуха должна предусматривать систему противопожарной безопасности: в воздуховодах должны устанавливаться «препятствия», не дающие огню перейти из одного помещения в другое.

Популярным устройством в магазинах-складах является руфтоп – моноблочная крышная установка («roof» - крыша,«top» - наверху).

Руфтоп

Руфтоп


Руфтоп осуществляет целый комплекс по обработке воздуха, который включает в себя нагрев/охлаждение, очистку, подмес свежего уличного воздуха.

Принципиальная схема руфтопа изображена на рисунке.

Схема руфтопа

Схема руфтопа

Свежий уличный воздух, попадая в камеру 1, смешивается с циркулирующим в помещении воздухом. Данная воздушная смесь проходит очистку в фильтре 2 и поступает в теплообменник 3 (в случае необходимости охлаждения) или в нагреватель 5. Затем воздух вновь возвращается в помещение. В качестве теплоносителя может выступать газ, вода или электричество. Количество подаваемого воздуха регулируется воздушными заслонками 4.

Среди достоинств руфтопа:

  • простой и быстрый монтаж,
  • широкий диапазон мощностей,
  • экономичная эксплуатация,
  • надежная и безопасная работа,
  • бесшумность работа за счет использования спиральных компрессоров.

Недостатки:

  • крупные габариты и большой вес конструкции делают подъем оборудования на крышу трудоемким,
  • единая система воздуховода делает невозможным поддержание разной температуры в разных помещениях.

Управлять руфтопом можно с помощью главного контроллера, который установлен в шкафу управления. Управление включает в себя выбор температуры, регулирование расхода воздуха за счет переключения положения заслонок.

Также в однообъемных помещениях часто используют приточную систему вентиляции с секцией водяного нагрева и охлаждения воздуха. Подача горячей воды (90-130°С) под давлением в секцию нагрева осуществляется из котельной, холодной воды (5-10°С) в секцию охлаждения – из чиллера (холодильная машина). В помещениях, обладающих большой площадью, целесообразно использования нескольких равномерно распределенных систем кондиционирования средней мощности. 

Вы можете бесплатно получить эскизный проект и стоимость вентиляции торгового центра

Перейти


Системы кондиционирования торгового центра

Многофункциональные торговые центры требуют создания индивидуальных параметров воздуха в каждом помещении. Популярной для них является многозональная система кондиционирования чиллер-фанкойл, позволяющая независимое регулирование температуры в разных помещениях одновременно.

Принцип работы системы чиллер-фанкойл. Теплоноситель поступает в чиллер, где происходит его охлаждение до необходимого уровня. Теплоносителем в данной системе выступает не фреон, а вода или другая жидкость. Затем теплоноситель с помощью насосов подается в фанкойл, где он охлаждает циркулирующий воздух. Нагнетательными вентиляторами охлажденный воздух подается обратно в помещение. В фанкойле также имеется вентилятор, который осуществляет поступление теплого воздуха и подачу охлажденного.
Схема чиллер-фанкойл

Схема чиллер-фанкойл

 

Фанкойлы бывают:

  • потолочные
  • напольные
  • настенные

Потолочные подразделяются на:

  • канальные
  • кассетные

Подробнее о системе чиллер-фанкойл.


Чиллер и фанкойл могут располагаться на значительных расстояниях друг от друга. Данное расстояние зависит от мощности используемых в системе насосов. 
Также к одному чиллеру может быть подключен не один фанкойл. Их количество зависит от мощности чиллера. Экономичность данной системы заключается в том, что соединение между чиллером и фанкойлом осуществляется за счет водопроводных труб. Недостатком является довольно шумная работа вентилятора.

Помимо системы кондиционирования чиллер-фанкойл для таких крупных объектов, как торговые центры имеет смысл рассмотреть использование мультизональных VRV(VRF) систем кондиционирования. Кондиционирование и вентиляция торговых центров – непростая и очень важная задача.Расчет вентиляции торгового центра должен осуществляться толькоспециалистами и строго по правилам, оговоренным в нормативных документах.

 

Получить бесплатную консультацию инженера по вентиляции торгового центра

Получить!