Вентиляция паркинга

ВЕНТИЛЯЦИЯ ПАРКИНГА

Количество транспортных средств на дорогах нашей страны увеличивается с каждым днем, что делает тему паркинга все более острой и злободневной. Размещение всех автомобилей на открытой уличной площадке просто не представляется возможным, в связи с чем неумолимо возрастает потребность в строительстве крытых многоуровневых парковок.

Столь плотно вошедшие в жизнь современных мегаполисов подземные паркинги, несмотря на их широкую распространённость, являются местом специфическим и потенциально опасным. Отсутствие контроля за концентрацией угарного газа и недостаточная подача свежего воздуха могут нанести существенный урон здоровью человека и даже привести к летальному исходу.
 

Крытые парковки подразделяются на наземные и подземные.

Наземные стоянки – это одно- или многоэтажная постройка, имеющая кровлю и перекрытия.

Вентиляция паркинга. Наземная парковка

Наземная парковка

Подземная парковка представляет собой одноярусную или многоярусную площадку для размещения автомобилей, расположенную ниже уровня земли. К организации таких парковок прибегают в мегаполисах, где автомобилей и строений существенно больше, чем места для их размещения.

Вентиляция подземной парковки

Подземная парковка

Важно!На этажность закрытого паркинга накладываются ограничения. В случае наземной стоянки предельно допустимым является 9-ти этажное строение; подземная парковка может иметь не более 5-ти уровней.


ТИПЫ ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ СИСТЕМ

Для обеспечения необходимого воздушно-климатического режима на парковках могут быть применены следующие типы вентиляции автостоянок:

  • смешанная
  • принудительный приток, естественная вытяжка
  • естественный приток, принудительная вытяжка
  • полностью механическая


Так как наземные парковки чаще всего они являются полуоткрытыми, то, как правило, на них используется комбинация естественного и принудительного вентилирования воздуха. Поступление свежих воздушных масс происходит естественным образом, для удаления отработанного воздуха устанавливаются вытяжные вентиляционные системы.

Более сложной и трудоемкой задачей является вентиляция воздуха на подземных автостоянках. В случае одно- или двухуровневой подземной парковки при определенных условиях можно обойтись смешанной вентиляционной системой. Но, как правило, прибегают к полностью механической системе воздухообмена.

Для обеспечения непрерывной вентиляции воздуха на подземных парковках должны использоваться мощные вентиляционные агрегаты, рассчитанные на беспрерывную работу в течение продолжительного периода времени. Распространенным является использование центробежного или канального осевого вентилятора. Для вентиляции отдельных залов небольшой площади могут быть установлены устройства средней мощности.

Перейти в каталог вентиляционного оборудования

Перейти
  

На применение естественной вентиляции накладывает ограничение количество парковочных мест стоянки. На парковке площадью более 50 м2 вентилирование воздуха в обязательном порядке осуществляется полностью механическим способом.

НАЗНАЧЕНИЕ ВЕНТИЛЯЦИИ ПАРКОВКИ

Основным назначением системы вентиляции паркинга является непрерывная подача свежего уличного воздуха взамен отработанного (содержащего пыль, грязь, вредные вещества и различные выхлопы).

Вентиляция парковки

Вентиляция парковки

 

Закрытая парковка является местом повышенной опасности, что обусловлено особенностями автотранспортных средств. При этом паркинги могут быть обустроены в различных местах, что требует применять к каждой стоянке индивидуальная методику проектирования вентиляции.  

Основополагающим критерием при осуществлении расчета вентиляции стоянок автомобилей является объем удаляемых дымовых газов от автомобилей. 

Установить вентиляцию на парковке могут только высококвалифицированные специалисты, имеющие за спиной не один год опыта работы в данной сфере.

НОРМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ ПАРКИНГА

Вентиляция паркинга выполняется в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

  • СНиП 21-09-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»
  • СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей»
  • СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»
  • НПБ 105-03 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»
  • ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»
  • МГСН 5.01-01 «Стоянки легковых автомобилей» (для стоянок, расположенных в г. Москва)
  • ОНТП 01-91 «Общие нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта»
  • ВСН01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей»

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВЕНТИЛЯЦИИ СТОЯНОК

Парковка и ее окрестность являются местами с ухудшенными экологическими показателями. Главная проблема – это выделение дымовых газов от работающих автомобилей. Расчет вентиляции гаражей и автостоянок необходимо выполнять из условия поддержания концентрации угарного газа на уровне, не превышающем ПДК.

ВАЖНО! Согласно нормам, ПДК оксида углерода составляет 20 м3

Превышение предельно допустимой концентрации приведет к отравлению людей, находящихся на территории парковки, угарными газами.

 

ЗАДАЧИ ВЕНТИЛЯЦИИ ПАРКИНГА

Основным назначением системы вентиляции подземной автостоянки является:

  • Поддержание концентрации оксида углерода (СО) на уровне, не превышающем предельно допустимый
  • Предупреждение накопления легковоспламеняющихся газов с целью предотвращения пожара или взрыва


Оксид углерода
, являясь компонентой атмосферного воздуха, несет в себе угрозу для здоровья и жизни людей. Угарный газ – это продукт горения, который входит в состав выхлопных газов, вырабатывающихся в двигателе автомобиля. Попадая в организм человека, он активно образует химическое соединение с гемоглобином, блокируя тем самым передачу кислорода клеткам тканей, что приводит к удушью.

Помимо моноокиси углерода в воздухе, заполняющем помещение паркинга, также имеются другие горючие газы такие, как метан CH4, пропан C3H8, пары бензина и нефтепродуктов (Ex). Всвязи с чем существует угроза превышения их довзрывной концентрации.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) газов в воздухе рабочей зоны зафиксированы в нормативном документе

  • ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ воздухе рабочей зоны»


Держать вентиляцию парковки с целью предупреждения накопления вредных выбросов постоянно включенной требует высоких денежных затрат на электроэнергию. Выходом является автоматизация вентиляции подземной автостоянки.  Для этого вентиляционная система должна быть дополнена различными датчиками.

Для контроля концентрации содержащихся опасных веществ и для оповещения в случае превышения нормы на закрытых парковках устанавливаются газоанализаторы, которые, исходя из состава воздуха парковки, будут автоматически включать систему вентиляции по мере необходимости.

ПРОТИВОДЫМНАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ СТОЯНОК

Автомобильная стоянка является местом с высоким риском возникновения пожара. С целью предотвращения вредоносного воздействия продуктов горения на людей, а также на материальные объекты, находящихся на территории паркинга, должна быть обеспечена противодымная защита.

Система противодымной вентиляции паркинга должна блокировать и ограничивать распространение огня в безопасные области для создания возможности беспрепятственно покинуть зону возгорания. Противодымная вентиляция стоянок должна быть автономной для каждого отсека. В принципиальную схему должны быть встроены элементы дымоудаления.

Для эффективной защиты в случае возникновения возгорания применяются:

  • промышленные вентиляторы дымоудаления,
  • противопожарные клапаны (КПУ),
  • огнестойкие воздуховоды (в огнезащите),
  • шахты для приема дыма.


Противодымная вентиляция стоянок легковых автомобилей регламентируется нормативным документом: 
НТБ 105-03

 

РАСЧЕТ ВЕНТИЛЯЦИИ АВТОСТОЯНКИ

  • Проектирование вентиляции закрытых автостоянок является мультифакторным процессом, который направлен на одновременное выполнение целого ряда сложных задач. Исходными данными для выполнения правильного и точного расчета выступают:
  • Поэтажный план парковки
  • Схема расположения парковочных мест и маршрута движения транспорта
  • Общее количество парковочных автомобилей, на которые рассчитана стоянка
  • Расположение аварийных выходов
  • Расположение пандусов, лифтовых шахт, оконных проемов, рампы, пилонов
  • Процентное соотношение общего количества выездов и заездов в час пик к числу парковочных мест (отдельно для теплого и холодного времени года)
  • Среднее время движения автомобиля по территории паркинга

Принципиальная схема вентиляции паркингаСхема вентиляции парковки

ВАЖНО также учитывать, является автомобиль прибывающим на стоянку или же покидает ее. Транспортное средство, выезжающее с паркинга, работает на «холодном» непрогретом двигателе, что сопровождается объемными выбросами выхлопных газов в атмосферу. Двигатель въезжающей на парковку машины прогрет, потому загрязнение воздуха становится относительно небольшим.


При оценке среднего количества автомобилей, одновременно перемещающихся по территории стоянки, следует учитывать тип объекта, который данная стоянка обслуживает. Так для жилых многоэтажных домов данный показатель варьируется в пределах от 3 до 5%, в то время как для торговых центров, кинотеатров, спортивных стадионов в определенные часы этот критерий возрастает до 15-20%.

Система вентиляции подземной парковки, расположенной в каком-либо здании (жилой дом, торговый центр и т.д.) должна быть автономной и не входить в общую систему воздухообмена данной постройки. Воздухообмен парковки обеспечивается мощной вытяжной системой с помощью стальных воздуховодов большого диаметра и дефлекторов.

При этом отработанный воздух, забираемый из жилых помещений, лишь частично выбрасывается в атмосферу. Другая его часть смешивается со свежим воздухом и подается в помещение стоянки. За счет данной рециркуляции осуществляется экономия эксплуатационных затрат на подогрев холодного уличного воздуха в зимний период.

Проектирование вентиляции подземного паркинга начинается с составления технического задания, которое должно в дальнейшем быть одобрено органами местного управления и заказчиком.

В перечень документов, входящих в техническое задание, входят:

  • нормативные документы, на основании которых производятся расчеты,
  • индивидуальные требования заказчика данного проекта,
  • решения, которые полностью или частично удовлетворяют СНиП,
  • исходные данные для проектирования (характеристика наружного и внутреннего воздуха, количество выделяющихся вредных веществ в единицу времени, категория помещения по классу пожарной опасности).


Объемный расход необходимого приточного воздуха:

Определение необходимого объема приточных воздушных масс осуществляется с учетом многих факторов. Представим к рассмотрению два примера расчета вентиляции автостоянки: по кратности воздухообмена помещения и по концентрации угарного газа.

1) по кратности воздухообмена

расчет вентиляции парковки по кратности воздухообмена,

где  n -необходимая кратность воздухообмена,

       V – объем помещения стоянки.

Кратность воздухообмена определяется в соответствующих нормативных документах. Минимальное значение для парковки равно  = 4.

2) по содержанию угарного газа

Необходимое количество свежего воздуха напрямую зависит от концентрации угарного газа на территории парковки. Требуемое количество приточного воздуха, исходя из содержания СО во внутреннем воздухе, можно рассчитать по формуле:

Расчет вентиляции парковки по содержанию угарного газа

где  k – параметр учета времени пребывания людей на стоянке,

       Vco – количество угарного газа, м3/ч.

Параметр k может принимать различные значения. При этом чем дольше человек находится на стоянке, чем больше величина данного коэффициента.

Количество окиси углерода определяется из соотношения:

Количество окиси углерода определяется из соотношения , 

 –  C1 число парковочных мест на территории парковки,

 –  L1 среднее расстояние, которое проезжают автомобили от въезда до стояночного места,

 – C2 общее количество транспортных средств, перемещающих по парковке,

 – L2 средняя дистанция между автомобилями, проезжающими по стоянке.


3) выбор величины необходимого воздухообмена

При проектировании вентиляционной системы из всех полученных значений выбирается максимальный объемный расход приточных воздушных масс. Окончательным вариантом принимается ближайшее большее значение, определенное в таблице нормативного документа.

Стоянка относится к классу помещений, воздухообмен в которых, в первую очередь, направлен не на создание комфортного микроклимата. Основным назначением вентиляции парковок является создание и поддержание безопасных условий для нахождения человека.
Данный результат возможен только при наличии грамотного расчета и качественного проекта вентиляционной системы парковки, который могут осуществить только квалифицированные специалисты данной области.
 

Получить бесплатно консультацию инженера по вентиляции парковки

Получить!