Вентиляция магазинов

Система вентиляции магазинов 

Согласно данным и основным положениям СНиП 2.04.05-91 в продуктовых магазинах должны поддерживаться установленные параметры воздуха (средняя температура  воздуха, влажность воздуха в помещениях и т.д.). Для выполнения основных требований, применяются приточно-вытяжные системы и системы кондиционирования в торговом зале магазина, складских, бытовых помещениях. Системы представляют собой разнообразный комплекс специального оборудования, главная цель которого — приток свежего воздуха, а также его очистка, увлажнение, охлаждение и нагрев.

Наиболее простым вариантом является система с установленными вентиляторами, которые прокачивают воздух до распределительных  устройств. Часть из них распределяют свежий воздух с улицы, другая часть вытягивают и выбрасывают отработанный воздух. Но такая система используется редко, ввиду своей ограниченности. В большинстве случаев используется возможность включения в систему вентиляции ряд устройств:

  • разного рода фильтры  для очистки воздуха;
  • блок системы нагрева воздуха (с различным способом нагрева);
  • блок системы охлаждения (разного типа теплообменники);
  • увлажнительный блок, например, в виде форсуночной камеры для распыления влаги и др.

Приточно-вытяжная вентиляция с рекуперацией
Приточно-вытяжная вентиляция с рекуперацией

Системы вентиляции в магазинах обязательно должны иметь механическое побуждение, естественная вентиляция не применяется при проектировании систем вентиляции магазинов.  Для  обеспечения гигиенических и технических нормативов, согласно требованиям, весь объем поступившего воздуха должен полностью (на 98-100%) компенсироваться вытяжной системой.

Проектирование вентиляции магазинов разных направленностей, имеет характерные черты, в виду четких и однозначных требований нормативных документов, но в  каждом конкретном случае можно встретить свои особенности. В зависимости от ориентированности магазина, на проект накладываются свои индивидуальные требования. Проектирование вентиляции продуктовых магазинов, более сложный и более требовательный  процесс, в сравнении с проектированием вентиляции в магазинах одежды, обуви и т.д.

Вы можете бесплатно получить эскизный проект и стоимость вентиляции Вашего магазина

Перейти

Проектирование вентиляции магазинов — системный процесс, при котором обязательно должны учитываться:

  • требования нормативных документов;
  • общие размеры помещений;
  • основной перечень оборудования, используемого для охлаждения продуктов питания (холодильники, площадки для охлаждения молока, сыра, мяса и т.д.);
  • дополнительные тепловые притоки;
  • мощность устанавливаемого оборудования.

Только после сбора всей необходимой информации специалист выбирает более предпочтительный способ обеспечения необходимых параметров, рассчитывает количество и тип необходимого вентиляционного оборудования. 
Вентиляция магазина в жилом доме должна устанавливаться также после полного предварительного изучения объекта и с учетом всех требований СНиПа 41-01-20003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование». В данном документе прописано, на каком расстоянии необходимо устанавливать устройства выброса вредных веществ, относительно жилых помещений.

 

Вентиляция магазина

Особенности систем вентиляции

Приточно-вытяжная вентиляция магазина решает сразу несколько проблем, например:

  • самое главное - обеспечивает воздухообмен в помещении, что создает комфортные условия для клиентов и персонала;
  • удаляет неприятные запахи, избытки тепла, вредные вещества, влагу;
  • регулирует баланс кислорода и углекислого газа в воздухе.

Позаботиться о вентиляции магазина необходимо еще на этапе разработки бизнес-плана, так как такие контролирующее учреждение как роспотребнадзор, органы пожарного надзора, не дадут право на открытие торгового зала без необходимого вентиляционного оборудования.

Приточная вентиляция магазина требует расчета, проектирования и проверки на соответствие с основными нормирующими документами, данные задачи и решаются в нашей компании.

Расчет и проектирование вентиляции

Для начала расчета вентиляции в торговом зале магазина необходимо знать:

  • объем помещения, в котором будет осуществляться вентиляция воздуха
  • оценить расчетное количество сотрудников и посетителей (необходимый объем воздуха - 20 м3/ч на одного посетителя, 60 м3/ч на одного сотрудника)

На одного посетителя, опираясь на регламентирующие документы, а именно СНиП 2.08.02-89* «Проектирование предприятий розничной торговли», приходится:

  • по 3.5 кв.м. для залов мебельных магазинов, радио и электротоваров, спортивного оборудования и инвентаря, книжных, ювелирных, а также музыкальных магазинов;
  • по 2.5 кв.м. для остальных точек розничных продаж.

Так же в данном СНиПе указывается, что на одного человека должно быть 20-60 м3/ч.

Перед тем как купить вентиляцию магазина необходимо всё рассчитать и учитывать множество различных параметров, указанных выше. Кроме этого, монтаж установок в розничный магазин требует профессионального подхода. Ошибки в процессе монтажа могут привести к выходу из строя какого-либо оборудования, а значит, перестанет функционировать вся система вентиляции.

Не работающая система вентиляции может послужить причиной для проверки пожарной инспекцией, а так же другими контролирующими и проверяющими инстанциями. По этой причине расчет вентиляции в магазине необходимо делать профессионально с учетом основных технических требований и установленных нормативно-правовых документов. 

Читай также: Вентиляция торгового центра


Требования к вентиляции магазинов с учетом технологических процессов объектов

Если в универсальном магазине есть отдельные залы для продажи товаров разных групп, требующих индивидуальные параметры воздуха, то для отдельно взятого помещения оборудуется собственная система. Это общие требования, которых необходимо придерживаться. 

Кроме этого, установка вентиляции в магазине требует учета других требований, в том числе:

  • нужно обращать внимание на кратность обмена воздухом, например, вентиляция продуктового магазина должна обязательно предусматривать режим поглощения лишнего тепла от спецоборудования, людей, а также всех видов излучения, обязательно проводится проверка на ПДК угольного ангидрида или углекислоты (СО2);
  • важно учитывать, что для покупателей и продавцов выделение СО2, независимо от времени суток и периода года, согласно техническим требованиям и стандартным расчетам, составляет около 20 л. в час на одного человека;
  • для магазинов, расположенных на 1-х этажах общественных строений, должны обязательно быть автономные системы вентилирования воздуха, независимые от вентиляционных систем других частей строения;
  • в кладовых помещениях необходимо организовывать естественную вытяжку с раздельными выводящими каналами, воздуховодами;
  • необходимо обращать внимание на общие обменные системы вентилирования, идущие из подсобок и кладовок;
  • также учитывается содержание углекислоты в атмосферном воздухе снаружи; стандартные параметры, которые берутся в расчет: в черте города — 0.5 л/куб.м., за городом 0.4 л/куб.м.;
  • составляя проект вентиляции магазина, необходимо учитывать летние и зимние температуры, а соответственно и режимы подогрева и охлаждения; 
  • в разгрузочно-погрузочных помещениях рекомендуют устанавливать воздушно-тепловые завесы, чтобы создавать оптимальные условия для эффективной преграды холодных потоков воздуха в зимний период года.

    ВАЖНО! Применение рециркуляции не допустимо в магазинах, занимающихся продажей химических, токсических, синтетических, горючих веществ и жидкостей.


Вентиляция магазина


Расчет и проектирование вентиляции

Для начала расчета и подбора вентиляции в торговом зале магазина необходимо знать несколько основных параметров:

  • назначения помещений магазина (залы, подсобки, склады и т.д.);
  • площади и объемы помещений, в которых необходимо выполнить вентиляцию воздуха;
  • оценить расчетное количество сотрудников и посетителей.

Опираясь на регламентирующие документы, а именно СНиП 2.08.02-89* «Проектирование предприятий розничной торговли», на одного посетителя приходится:

  • по 3.5 кв.м. для залов мебельных магазинов, радио и электротоваров, спортивного оборудования и инвентаря, книжных, ювелирных, а также музыкальных магазинов;
  • по 2.5 кв.м. для остальных точек розничных продаж.

Так же в данном СНиПе указывается необходимый объем воздуха на каждого человека:

  • 20 м3/ч на одного посетителя;
  • 60 м3/ч на одного сотрудника.


Пример.
Площадь среднего магазина составляет 200-250 м2. Три четверти от площади магазина занимают торговое оборудование. Это говорит о том, что в свободном доступе, для покупателей остается 50-60 м2.

Согласно СНиП 2.08.02-89* на одного человека приходят 2,5 м2, отсюда следует, что в магазине должно находиться не больше 20-25 покупателей одновременно. Для данного количества покупателей необходимо 800-1000 м3/ч.

Среднее количество сотрудников в магазине равняется 6, на каждого сотрудника должно быть выделено 60 м3/ч. В итоге должен обеспечиваться воздухообмен в количестве ≈1400 м3/ч.

Это количество воздуха должна распределяться от приточно-вытяжной установки, по воздуховодам до воздухораспределительных устройств. Данное количество воздуха возможно снизить путем рециркуляции воздуха, в помещениях с отсутствием химических, токсических, синтетических, горючих веществ и жидкостей. Для экономии электроэнергии на нагрев приточного воздуха зимой, часто используют рекуперацию тепла. 

Подробнее: Вентиляция c рекуперацией


Как получить качественный результат?  

Перед тем как купить вентиляцию магазина необходимо всё рассчитать и предусмотреть множество различных параметров, указанных выше. Проектирование и монтаж системы в розничный магазин требуют профессионального подхода. Ошибки в процессе монтажа могут привести к выходу из строя какого-либо оборудования, а значит, перестанет функционировать вся система вентиляции. Не работающая система вентиляции может привести к проблемам при проверке пожарной инспекцией, а также другими контролирующими и проверяющими инстанциями. По этой причине монтажные работы вентиляции в магазине необходимо делать профессионально с учетом основных технических требований и установленных нормативно-правовых документов. 

ВАЖНО! Не стоит экономить и искать самое дешевое решение. 


Весь комплекс работ, начиная от проектирования и заканчивая монтажом системы вентиляции в магазине осуществляется специализированными организациями, которые отвечают за результат.

Если вам необходимо произвести расчет стоимости проектирования и монтажа вентиляционного оборудования в торговом зале, наши специалисты помогут Вам просчитать, подобрать необходимые параметры и всю необходимую компоновку оборудования. Также мы совершенно бесплатно проконсультируем Вас по любым интересующим вопросам связанным с системой вентиляции вашего будущего магазина.

Получить бесплатную консультацию инженера по вентиляции магазина

Получить!